70-е годы прошлого столетия – время перехода от международной  валютно-финансовой системы Бреттон-Вудса к Ямайской системе.  Конференция 1944 года в Бреттон-Вудсе приняла решение об учреждении золотодолларового стандарта, при котором доллар становится мировой валютой и свободно конвертируется в золото. На конференции в Ямайке в 1976 году было принято решение о замене золотодолларового стандарта на бумажно-долларовый. 

Фактическая ликвидация золотодолларового стандарта началась 15 августа 1971 года, когда американский президент Ричард Никсон объявил о временном прекращении размена долларов на золото из резерва Казначейства США. Однако оно оказалось не временным, а окончательным.

На протяжении первой половины 70-х годов шла напряженная работа по подготовке радикального реформирования послевоенной международной валютно-финансовой системы. Причем некоторые события того времени современниками никак не увязывались с этой подготовкой. А некоторые предварительные договоренности чиновников разных стран по валютно-финансовым вопросам были секретными.  Например, арабо-израильская война 1973 года («война Судного дня») и последовавший за ней энергетический кризис (четырехкратное повышение цен на «черное золото» в течение нескольких месяцев), как впоследствии признали многие эксперты, играли явно на руку тем, кто продвигал проект бумажно-долларового стандарта. До сих пор историки спорят по вопросу о том, насколько «случайной» была война Судного дня. Некоторые считают, что это была акция, спланированная Вашингтоном (одним из ее авторов называют тогдашнего госсекретаря Генри Киссинджера).

Продолжением событий, связанных с арабо-израильской войной и резким повышением цен на «черное золото» в 1973 году, стали переговоры в следующем году американских высокопоставленных чиновников с руководителями ряда нефтедобывающих стран Ближнего Востока, прежде всего Саудовской Аравии.  

Кое-что о переговорах Вашингтона и Эр-Рияда в 1973-74 гг. известно из учебников и различных книг и публикаций. Наиболее полным и авторитетным источником по данному вопросу считается книга профессора Колумбийского университета Дэвида Спиро (David E. Spiro) под названием «Скрытая Рука американской гегемонии: ре-циклирование нефтедоллара и международные рынки». Книга опубликована в 1999 году.  В ней подробно описаны некоторые детали событий 1973-1975 гг., связанных с рынком нефти и переговорами того времени между Вашингтоном и странами-экспортерами нефти. Также можно назвать работы: Уильям Ф. Энгдаль. «Столетие войны. Англо-американская нефтяная политика и Новый Мировой Порядок», 2004; Уильям Р. Кларк. «Нефтедолларовая война: нефть, Ирак и будущее доллара», 2005. 

Вашингтону удалось тогда навязать Эр-Рияду и другим странам Ближнего Востока условие, что «черное золото» они будут продавать за доллары США. Никаких других валют не допускается. Саудовская Аравия становится главным союзником Соединенных Штатов в регионе. 

Свои союзнические обязательства Вашингтон будет выполнять путем поставок Эр-Рияду оружия и всего остального, что необходимо для обеспечения безопасности Саудовской Аравии. Кроме того, Вашингтон будет готов «разруливать» любые обострения отношений между Саудовской Аравией и Израилем (таковых обострений до этого было предостаточно) и будет добиваться полной нормализации отношений этих двух стран Также странам-экспортерам «черного золота» было рекомендовано тратить зарабатываемые доллары США на покупку американских казначейских бумаг.

Последний момент договоренностей у авторов работ по теме нефтедолларов звучал не как императивное условие, а как настоятельная рекомендация Вашингтона. Такой способ использования доходов от экспорта нефти действительно стал использоваться Саудовской Аравией и другими странами-членами ОПЕК, и он получил название «ре-циклирование нефтедолларов».

Главными фигурами со стороны Вашингтона в переговорах с Эр-Риядом были госсекретарь Генри Киссинджер и министр финансов Уильям Саймон. Главной фигурой со стороны Эр-Рияда был саудовский король Фейсал.

8 июня 1974 года в Вашингтоне  главой Госдепа США Генри Киссинджером и заместителем премьер-министра Королевства Саудовской Аравии (КСА) принцем Фадхом ибн Абдель Азизом (брат короля) был подписан военно-экономический договор между США и КСА. Через неделю американский президент Никсон прилетел в Саудовскую Аравию и в ходе личной встречи с королём Фейсалом  лично подтвердил все договорённости США с КСА.

Только что назначенный Никсоном на пост министра финансов Уильям Саймон (до этого он был крупным биржевым спекулянтом из компании Salomon Brothers) и его заместитель Гэрри Парски в июле 1974 года секретно вылетели в портовый город Джидда в Саудовской Аравии.   Очевидно, что они дорабатывали детали американо-саудовского договора.

Многих деталей переговоров Вашингтона с Эр-Риядом в 1974 года не было долгое время в самых фундаментальных исследованиях по вопросу нефтедоллара.  Они стали известны лишь в 2016 году после публикации в мае указанного года Блумбергом материала под названием «Нерассказанная история тайны 41-летнего долга Саудовской Аравии перед США». Автор публикации Андреа Вонг (Andrea Wong). В этой публикации используются некоторые факты и документы, которые держались в секрете Вашингтоном и которые юристам агентства Блумберг удалось выудить, опираясь на американский Закон о свободе информации.

Самое новое и сенсационное в этой публикации – факт того, что покупка Саудовской Аравией американских казначейских бумаг было жестким обязательством Эр-Рияда (а не результатом «рекомендаций» Вашингтона, от которых он якобы мог при желании уклониться). И что еще важнее: соглашение предусматривало режим секретности в отношении покупок Эр-Риядом казначейских бумаг США. 

Как можно понять из статьи Андреа Вонга, на режиме секретности настоял Эр-Рияд для того, чтобы не потерять свое лицо перед миром, не раскрывать своего унизительного положения американского вассала на Ближнем Востоке. В данном вопросе Вашингтон пошел навстречу Эр-Рияду. Но, как оказалось несколько позднее, для Вашингтона соблюдение этого условия оказалось не таким уж простым делом.

Дело в том, что у американского Минфина были отлажены форматы отчетности по разным видам активов, обязательств и операций (которые определялись различными законами и подзаконными актами). И для того, чтобы спрятать покупки саудовцами больших партий американских казначейских бумаг, пришлось многое придумывать и переделывать. И даже, мягко выражаясь, идти на искажения реальной картины. В 1976 году в США был принят Закон о международных инвестициях и торговле (International Investment and Trade in Services Survey Act), который позволял не раскрывать информацию по частным лицам. Но эта привилегия не распространялась на казначейства и центробанки. 

Как говорят нынешние эксперты, американскому Казначейству пришлось продавать свои бумаги саудитам через «заднюю дверь».  Обычный способ продажи казначейских бумаг – через публичные аукционы. Саудиты заявок на аукционы не подавали. Их покупки бумаг не находили отражения и в итоговых сводках аукционов. 

До сих пор даже самые ушлые эксперты не знают, по каким цепам аудитам доставались казначейские бумаги. Эксперты говорят, что и в итоговой информации по держателям казначейских бумаг Саудовская Аравия не фигурировала. Для того, чтобы ее замаскировать, Минфин США составлял таблицы, в которых Саудовская Аравия и ещё 14 стран (страны Персидского Залива и Нигерия) были объединены Казначейством в группу под названием «экспортёры нефти». И величина портфеля казначейских бумаг США давалась по всей указанной группе без выделения отдельных стран.  Между тем, по оценкам упоминавшегося выше американского профессора Дэвида Спиро, к 1977 году Саудовская Аравия накопила около 20% всех казначейских облигаций, хранившихся за рубежом.

В 1979 году Правительственная Счётная Палата США в 1979 году провела аудит операций казначейства с ценными бумагами и не нашла «никакого статистического или юридического основания» для сокрытия данных о покупке облигаций саудитами. Даже Счетная палата США не сумела заставить Казначейство раскрыть эту статистику. GAO констатировала, что США «дали Саудовской Аравии специальные обязательства финансовой конфиденциальности» и возможно другим странам ОПЕК. Конгрессмены, работавшие в комитетах по финансам более 10 лет, признают, что все их попытки надавить через GAO на казначейство ни к чему не привели, ибо «было очевидно, что люди из Казначейства не хотят сотрудничать вообще».

Автор секретной сделки с королевством, Уильям Саймон, уйдя с поста министра финансов, вернулся работать на Нью-Йоркскую биржу. Он был вынужден давать показания в Конгрессе по скрытым сделкам Казначейства. Перед конгрессменами он признался, что «такого рода отчётность по региону была единственным способом, на который Саудовская Аравия могла бы согласиться» и инвестировать свои нефтедоллары в казначейские облигации через систему скрытых «дополнений». 

Такой «мутной»  статистика Казначейства США по иностранным держателям американского государственного долга оставалась на протяжении более сорока лет – с 1975 по 2016 гг. Лишь 17 мая 2016 года Минфин США впервые за 40 лет раскрыл объем казначейских обязательств в сумме 117 миллиардов долларов, держателем которых является Саудовская Аравия. Оказалось, что королевство входит в число крупнейших иностранных кредиторов Америки. 

Впрочем, экспертов указанная цифра не удивила. Более того, они назвали ее заниженной. Андреа Вонга в упомянутой выше статье пишет: «Текущая цифра составляет лишь 20% от $587 миллиардов валютных резервов, что значительно ниже двух третей, которые центральные банки обычно держат в долларовых активах. Некоторые аналитики предполагают, что королевство, возможно, маскирует свои долговые обязательства США, накапливая казначейские облигации через оффшорные финансовые центры, которые появляются в данных других стран».

Кстати, публикация статьи «Нерассказанная история тайны 41-летнего долга Саудовской Аравии перед США» произошла буквально через месяц после того, когда Эр-Рияд сделал очень грозное предупреждение Вашингтону. В апреле 2016 года Саудовская Аравия заявила, что начнет продавать американские казначейские облигации и другие активы на сумму до 750 миллиардов долларов, если Конгресс США примет законопроект, позволяющий привлечь королевство к ответственности в судах США за террористические атаки 11 сентября.  Названная сумма (750 млрд долл.) лишний раз подтверждала подозрения в том, что американский Минфин значительно занижает реальный портфель американских казначейских бумаг Эр-Рияда.

Со времени публикации статьи Андреа Вонга прошло без малого восемь лет. Из нее следовало, что на тот момент секретная сделка 1974 года между Вашингтоном и Эр-Риядом продолжала действовать. Хотя время безоблачных отношений к тому моменту уже миновало (угроза Эр-Рияда распродать свои активы в США). 

Нас интересует вопрос: продолжает ли эта сделка действовать сегодня? За прошедшие годы «напрягов» в отношениях двух стран было более чем достаточно. Последняя для Вашингтона неприятность в этих отношениях: с 1 января 2024 года Саудовская Аравия стала членом группы БРИКС. 

На конец 2022 года, согласно официальным данным американского Минфина, Саудовская Аравия имела портфель казначейских бумаг США на сумму 119,7 млрд долл. На конец 2023 года – он составил 131,9 млрд долл. (16-е место в списке стран-держательниц американских казначейских бумаг). Как видим, саудовский портфель увеличился на 12,2 млрд долл. Хотя очевидно, что обе приведенные цифры сильно занижены. Вот, например, у Каймановых островов портфель на конец 2023 года составил 305,2 млрд долл. Почему бы не предположить, что часть своих инвестиций в казначейские бумаги США Саудовская Аравия делает через Каймановы острова и другие оффшорные юрисдикции? Эксперты считают, что как минимум Саудовская Аравия по величине портфеля американских госбумаг входит в топ-10, а, может быть, даже топ-5.

А как насчет обязательства Саудовской Аравии продавать «черное золото» за доллары США? Последние два года было много сообщений о том, что крупнейший покупатель саудовской нефти – Китай – начнет оплачивать свой импорт «черного золота» юанями. Некоторые наблюдатели говорили, что юаневые платежи пойдут с начала 2023 года. Однако эти ожидания в середине прошлого года охладил президент нефтяной компании Saudi Aramco Амин Нассер. На вопрос журналистов о возможном переходе страны на расчеты в юанях глава компании ответил коротко: «Нет. Все номинируется в долларах». На данный момент ни одного барреля саудовской нефти за юани еще не продано. Если резюмировать сказанное, то можно сказать коротко: пока американо-саудовская сделка 1974 года продолжает действовать. 

Катасонов Валентин Юрьевич - профессор, д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова 

Специально для «Столетия»
15 Марта 2024 в 07:30
3738