Россия, являющаяся одним из мировых лидеров в атомной энергетике, способна помочь ЮАР решить проблему нехватки электричества, попутно "выдавив" с африканского рынка французские компании. Если это произойдет, то нежно-воинственный президент Эммануэль Макрон содрогнется от мягкой силы российского "мирного атома".

Вот как об этом заявил ТАСС посол РФ в ЮАР Илья Рогачев:

"Российская Федерация является мировым лидером в сфере атомных технологий. При нашем содействии во многих зарубежных странах практически с нуля создается атомная энергетика, обучаются специалисты для данной отрасли, развивается необходимая инфраструктура в соответствии с самыми строгими природоохранными стандартами. Если говорить о сотрудничестве России и ЮАР в этой сфере, то совместная работа над расширением атомной генерации в стране может сыграть ключевую роль в решении проблемы нехватки электроэнергии в ЮАР и способна заложить основу энергонезависимости и технологического суверенитета Южно-Африканской Республики".

В последние годы ЮАР постоянно сталкивается с нехваткой электроэнергии, что приводит к веерным отключениям по всей стране. Местные СМИ рассказывают, что "правительство республики предпринимает усилия по решению проблем в энергетике в первую очередь за счет передовых технологий". Однако ими пока даже не пахнет: электричество в ЮАР вырабатывают 20 тепловых станций, работающих на каменном угле и одна атомная. Все они принадлежат местному энергетическому монополисту - государственной компании «Эском" / Eskom.

В ЮАР в настоящее время эксплуатируется двухблочная АЭС "Коберг" / Koeberg Nuclear Power Station, являющаяся пока единственной атомной станцией на африканском континенте. Она имеет суммарную мощность 1860 МВт и вырабатывают около 6% электроэнергии в стране. На станции установлены два французских реактора типа CP1 PWR, запущенных ещё в середине 80-х годов прошлого века. В этом году лицензия на их эксплуатацию была продлена на 20 лет. Один выведен из эксплуатации для ремонта.

В декабре 2023 года стало известно, что Департамент минеральных ресурсов и энергетики ЮАР (DMRE) подтвердил, что собирается приобрести 2 500 МВт новых атомных мощностей и планирует разослать запросы на получение предложений ведущим игрокам на атомном рынке к марту 2024 года.

До этого государственный регулирующий орган в области энергетики ЮАР (NERSA) заявлял, что департамент DMRE может приступить к процессу закупок после того, как он выполнит набор "отлагательных условий", наложенных регулирующим органом. Об этом напомнил 1 марта 2024 года министр энергетики Кгосиентшо Рамокгопа и порадовал тем, что "условия были представлены". Это значит, что решение министерства энергетики от 2020 года о приобретении новых атомных мощностей теперь будет реализовано. Вот что об этои думает министр:

"Мы запускаем сейчас… по существу, процесс закупки. Мы собираемся обеспечить получение этих дополнительных 2 500 МВт атомных мощностей, чтобы решить вопросы национальной безопасности и энергетического суверенитета".

Пока чиновники ЮАР думают, как еонкретно организовать тендер, посол Рогачев определил возможные направления взаимодействия между ЮАР и Россией.

"Наша страна готова к сотрудничеству по поставкам топлива для АЭС, строительству новых крупных и малых атомных мощностей, разработке плавучих станций, сооружению нового исследовательского реактора, развитию ядерной медицины. Отдельно будет решаться вопрос отправки выпускниаов ВУЗов "Росатома" на работу в Eskom".

В начале 2024 года ГК "Росатом" и Eskom подписали дорожную карту на три года, которая среди прочего предусматривала обмен ключевыми практиками в сфере обучения персонала, а также взаимодействие на основных международных площадках    МАГАТЭ, БРИКС, G-20. "Ключевым направлением работы в данном контексте является создание пула южноафриканских выпускников опорных вузов "Росатома", которые после завершения обучения смогут найти работу на предприятиях концерна Eskom", - считает Илья Рогачев.

Интересно, что интервью посла Рогачева появилось в разгар макронобесия - иначе сложно назвать поведение нежного французского президента. Возможно, это "тонкий намек на толстые обстоятельства". В ответ на угрозу Макрона ввести в б/УССР 20 тысяч интервентов и атаковать наши города ядерным оружием, Франция получает подготовленный ответ там, где DGSE <французская разведка> даже не докладывала. Ведь Россия, со слов своего представителя, уже обо всём договорилась.

"Как представляется, стремление южноафриканских партнеров к сотрудничеству с нашей страной в данной сфере обусловлено желанием укрепить энергетическую безопасность ЮАР, решить проблему веерных отключений электроэнергии и уменьшить зависимость от угольных электростанций, которые сегодня являются основным источником электроэнергии".

Действительно, удар гальскому петуху ниже пояса. Мало того, в самой госкомпании Eskom были проведены кадровые изменения. Новым исполнительным директором стал Дан Марокане, который должен был вступить в должность 21 марта этого года. Злые языки говорят, что "он заменил французского лоббиста".

Вот только непонятно, как оценить то, что Рогачёв пошел на перехват "зеленой повесточки" по сокращению углеродных выбросов в ЮАР. Если это сделано, чтобы французы не пытались вернуться через заднюю дверь, то такая тактика понятна. Однако, если посол продолжает оставаться в тренде глобалистов после всех слов, сказанных на эту тему Владимиром Путиным, это очень неправильно.

В любом случае, наш мирный атомный ответ на ядерные угрозы Эммануэля Макрона отличный пример применения мягкой силы. Россия хорошо учится в экстремальных условиях реальной войны.

Дмитрий Светин специально для РИА "Катюша"

11 Апреля 2024 в 04:22
3080